Стихотворение в прозе (фр. Poème en prose, petit
poème en prose) — литературная форма, в которой прозаический (не осложнённый,
как в стихе, дополнительной ритмической организацией) принцип развёртывания
речи сочетается с относительной краткостью и лирическим пафосом, свойственными
поэзии. Повествовательное начало в этой форме зачастую ослаблено, а внимание к
языковой, выразительной стороне текста, в том числе к образности и собственно
прозаическому ритму — повышено. При дальнейшем повышении ритмической упорядоченности
текста, выходящей за пределы речевой нормы, возникают такие смежные со
стихотворением в прозе формы, как версэ и ритмическая проза (в русской традиции
ассоциирующаяся, прежде всего, с именем Андрея Белого); по другую сторону
стихотворения в прозе лежат сверхкраткие прозаические жанры (в частности,
афоризм). Не следует путать стихотворение в прозе со свободным стихом
(верлибром), ритмическая структура которого однозначно задана стихоразделами.
История формы
Как правило, рождение жанра стихотворений в прозе связывают
с Францией и романтизмом, его началом считают книгу миниатюр поэта-романтика
Алоизиюса Бертрана «Гаспар из Тьмы. Фантазии в манере Рембрандта и Калло»
(опубл. 1842). Становление стихотворений в прозе стоит связывать с распадом
классицистской эстетики и художественными поисками новых форм выражения образов
и чувств, не вмещающихся в классицистский канон — прежде всего, переживаний
самостоятельной личности, проявлений «нового героизма повседневности» (Бодлер),
интереса к чужому, необычному, странному. В более конкретном плане, на
становление жанра повлияли прозаические переводы экзотической поэзии или их
мистификации у ранних романтиков: таковы французские, а потом и другие
переложения «Поэм Оссиана» Дж. Макферсона (опубл.1760-1763, переводы появились
позже), таковы «Мадагаскарские песни» Эвариста Парни (1787), позднее — «Гузла»
Проспера Мериме (1827). В этом контексте складываются и осознаются как новый
жанр первые пробы стихотворений в прозе у «малых романтиков» во Франции — поэмы
«Амеде» Жюля Барбе д’Оревильи (1833, опубл. 1889), «Кентавр» и «Вакханка»
Мориса де Герена (1838), упомянутый выше «Гаспар из Тьмы» Бертрана, «Книга
прогуливающегося» Жюля Лёфевр-Дёмье (1854) и др. Их находки становятся толчком
для поисков Бодлера, который дает жанру собственное имя и порождает
впечатляющий пример своими «Стихотворениями в прозе» (1855—1864, по мере
появления публиковались в периодике). Тургенев в его «Стихотворениях в прозе»
(1882, начало работы — 1876) опирается на эту богатую традицию. Его перу
принадлежит самое знаменитое русское стихотворение в прозе — «Русский язык»,
которое раньше учили в советских школах наизусть. Оно даже было признано самым
коротким произведением русской классики (всего 3 предложения).
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей
родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и
свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего,
что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому
народу!(1882 г.)
Примерно в это же время к жанру стихотворений в прозе
обращается в Германии Детлев фон Лилиенкрон («Поездки адъютанта и другие
стихотворения», 1883). Блестящие образцы жанра создают в 1860-1880-х годах
французские символисты и проклятые поэты — Малларме, Рембо, Лотреамон, Шарль
Кро и др.
В России линию Тургенева (впрочем, специалисты отмечают, что
отдельные образцы формы встречаются и до него — в частности, у Фёдора Глинки и
Николая Станкевича) продолжили Иннокентий Анненский; своеобразные опыты в этом
жанре оставили Елена Гуро и Василий Кандинский. В советский период русской
литературы интерес к стихотворению в прозе начал расти с 1960-х гг. благодаря
произведениям Фёдора Абрамова. Во французской традиции поэтическая практика
авангарда первой трети XX в. (кубизм, дада, сюрреализм) в значительной мере
стёрла в глазах поэтов и читателей жёсткую границу поэзии и прозы — видимо,
одним из последних примеров осмысления лирической миниатюры именно как
стихотворения в прозе можно считать одноимённую книгу Пьера Реверди (фр. Poèmes
en prose; 1915). В дальнейшем лирическая миниатюра этого рода заняла место в
системе поэтических форм, и такие поэты, как Макс Жакоб, Анри Мишо, Рене Шар,
Франсис Понж, а за ними — Ив Бонфуа, Жак Дюпен, Филипп Жакоте, Мишель Деги и
др., никак не отделяют свои «стихотворения в прозе» от «просто» стихотворений.
|