Мари́на Ива́новна Цвета́ева (26 сентября (8 октября) 1892, Москва, Российская империя — 31 августа 1941, Елабуга, СССР) — русская
поэтесса, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века. (1892 — 1941)
Русская поэтесса. Дочь ученого, специалиста в области
античной истории, эпиграфики и искусства, Ивана Владимировича Цветаева.
Романтический максимализм, мотивы одиночества, трагической обреченности любви,
неприятие повседневного бытия (сборники "Версты", 1921,
"Ремесло", 1923, "После России", 1928; сатирическая поэма
"Крысолов", 1925, "Поэма Горы", "Поэма Конца",
обе — 1926). Трагедии ("Федра", 1928). Интонационно-ритмическая
экспрессивность, парадоксальная метафоричность. Эссеистская проза ("Мой
Пушкин", 1937; воспоминания об А. Белом, В. Я. Брюсове, М. А. Волошине, Б.
Л. Пастернаке и др.). В 1922 — 39 в эмиграции. Покончила жизнь самоубийством.
Биография
Родилась 26 сентября (8 октября н.с.) в Москве в
высококультурной семье. Отец, Иван Владимирович, профессор Московского
университета, известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем директором
Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств (ныне Государственный
музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Мать происходила из
обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой. Умерла в 1906,
оставив двух дочерей на попечение отца.
Детские годы Цветаевой прошли в Москве и на даче в Тарусе.
Начав образование в Москве, она продолжила его в пансионах Лозанны и Фрейбурга.
В шестнадцать лет совершила самостоятельную поездку в Париж, чтобы прослушать в
Сорбонне краткий курс истории старофранцузской литературы.
Стихи начала писать с шести лет (не только по-русски, но и
по-французски и по-немецки), печататься с шестнадцати, а два года спустя тайком
от семьи выпустила сборник «Вечерний альбом», который заметили и одобрили такие
взыскательные критики, как Брюсов, Гумилев и Волошин. С первой встречи с
Волошиным и беседы о поэзии началась их дружба, несмотря на значительную
разницу в возрасте. Она много раз была в гостях у Волошина в Коктебеле.
Сборники ее стихов следовали один за другим, неизменно привлекая внимание своей
творческой самобытностью и оригинальностью. Она не примкнула ни к одному из
литературных течений.
В 1912 Цветаева вышла замуж за Сергея Эфрона, который стал
не только ее мужем, но и самым близким другом.
Годы Первой мировой войны, революции и гражданской войны
были временем стремительного творческого роста Цветаевой. Она жила в Москве,
много писала, но почти не публиковалась. Октябрьскую революцию она не приняла,
видя в ней восстание «сатанинских сил». В литературном мире М. Цветаева
по-прежнему держалась особняком.
В мае 1922 ей с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу
— к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал
студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жили в
Берлине, затем три года в предместьях Праги, а в ноябре 1925 после рождения
сына семья перебралась в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. Жить в
столицах было не по средствам, приходилось селиться в пригородах или ближайших
деревнях.
Творческая энергия Цветаевой, невзирая ни на что, не ослабевала:
в 1923 в Берлине, в издательстве «Геликон», вышла книга «Ремесло», получившая
высокую оценку критики. В 1924, в пражский период — поэмы «Поэма Горы», «Поэма
Конца». В 1926 закончила поэму «Крысолов», начатую еще в Чехии, работала над
поэмами «С моря», «Поэма Лестницы», «Поэма Воздуха» и др. Большинство из
созданного осталось неопубликованным: если поначалу русская эмиграция приняла
Цветаеву как свою, то очень скоро ее независимость, ее бескомпромиссность, ее
одержимость поэзией определяют ее полное одиночество. Она не принимала участия
ни в каких поэтических или политических направлениях. Ей «некому прочесть,
некого спросить, не с кем порадоваться», «одна всю жизнь, без книг, без
читателей, без друзей...». Последний прижизненный сборник вышел в Париже в 1928
— «После России», включивший стихотворения, написанные в 1922 — 1925.
К 1930-м годам Цветаевой казался ясным рубеж, отделивший ее
от белой эмиграции: «Моя неудача в эмиграции — в том, что я не эмигрант, что я
по духу, т.е. по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда...» В 1939 она
восстановила свое советское гражданство и вслед за мужем и дочерью возвратилась
на родину. Она мечтала, что вернется в Россию «желанным и жданным гостем». Но
этого не случилось: муж и дочь были арестованы, сестра Анастасия была в лагере.
Цветаева жила в Москве по-прежнему в одиночестве, кое-как перебиваясь
переводами. Начавшаяся война, эвакуация забросили ее с сыном в Елабугу.
Измученная, безработная и одинокая поэтесса 31 августа 1941 покончила с собой.
|